Сегодня
16+
 

Игорь СНЕГИН

29 декабря 2017 14:14 / алкоголь / очередь / продукты 1257
Избавимся ли от очередей в аэропорту?

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ...

Казалось, что эти жуткие очереди, что на фото, навечно  канули в Лету. Убойные очереди за алкоголем в период одиозной горбачёвской борьбы за трезвость приучали народ к  отечественному «Тройному» одеколону ифранцузскому «О-Жёну» (сам пробовал однажды - редкая, скажу вам, дрянь в сравнении, скажем, с «Русским лесом»!). А ещё в ходу были спиртосодержащие очистители и прочая вонючаяхимия. Это для тех, кому не хватало пары месячных талонов на водку, а убиваться в жуткой очереди (если вдруг выбрасывали «излишки»), не было ни сил, ни желания.

Но с воцарением отечественной формы капитализма алкоголя стало хоть залейся. На любое горло и кошелёк. Главное, не нарваться на суррогатный «Боярышник» или туже самопальную водяру (с таким же доморощенным коньяком из чьей-то ванной).

И если с подобными жуткими очередями покончили, то вот с другими - совсем никак. Начиная с поликлиник всехмастей. Причём появились и очереди там, где их никогда прежде не наблюдалось. Вотхарактерный пример из островного жития-бытия.

 КОГДА ВЫКЛЮЧАЮТ МОЗГИ...

Например, в главной воздушной гавани Сахалина. Случается, спешишь, опаздывая на рейстак тут ещё на входе узенькое «горлышко» - проверяют на терроризм, понимаешь.Тогда запускайтечаще(!),сделайте ещё один проход в общий (он же Федеральный зал) со всеми просвечивающе-сканирующими причандалами. Или традиционно ждать до скончания века в таких вот нечеловечески стеснённых условиях сооружения нового аэровокзала? Тем паче, что от худшего, почему-то принято  полагать, нас уже якобыоградили. И обратите внимание, каким макаром: концентрацией всей возможной толпы на уязвимом для всех ветров (и негодяев) крыльце в час пик (к примеру, на те же московские рейсы).

Вот так Южно-Сахалинский аэропорт периодически   демонстрирует заботу о пассажирах. Или фактически  искусственно создаёт мишень для тех, от  кого якобы страхует привокзальную площадь?..

Тоже она, забота в жизни: тянутся от автобуса, что высаживает за добрую сотню(?!)метров. И  застревают основательно у крыльца не только маломобильные пассажиры...

Некоторое время назад, исходя, видимо, из того, что лучше перебздеть привокзальную площадь аэропортаобластного центра, не мудрствуя лукаво, просто усекли. Или, говоря другими словами, сократили донельзя.Перрон отодвинули от крыльца на много-много метров. А чтобы не было соблазна у таксиста высадить мамашу с детворой и поклажей  (вариант - инвалида) ближе к вокзалу, вонзили в асфальт преграды из каменных валунов.

Спрашиваетсязачем?

Эту дурь, мне пояснили, диктует ситуация в стране. Мол, так боремся с терроризмом. Неужели? Вы посмотрите на фото,  разве эта рукотворная толпа, застрявшая у входа, не самая что ни на есть (тьфу, тьфу!..) идеальная мишень?!

Потом, если мы такие продвинутые и умные, тогда ПОЧЕМУ НАШ ОПЫТ не переняли другие крупные аэровокзалы страны и мира? Например, в Пулково (Санкт-Петербург) автобус довозит меня до самого входа в терминал. Таксист в Шереметьево тоже высаживает в считанных метрах от двери, ведущей в заветное здание. Так практически везде, включая ближнее и дальнее зарубежье.

И ТОЛЬКО В ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ НАДО ПЛЕСТИСЬ ПО СКОЛЬЗКОЙ НАЛЕДИ С ПАКЛАЖЕЙ(И ДЕТЬМИ) ещё десятки метров. А всё потому, что кому-то вдруг показалось, что так безопасней. Возможно, кому-то даже премию выписали.Тогда, как говорится, примеры в студию!

Пока же горький опыт (в том же «Домодедово» и других), говорит совсем о другой стороне «медали». Когда сумку (чемодан, рюкзак), пристраивают именно в толпу...

Зато площадь зачистили для ветра, создав неудобства пассажирам. Чтобы, повторю, потом людям тупо торчать в очереди уже на входе. Затем снова окунаться в толчею уже на регистрации идля чего-то тащиться на второй этаж -  именно откуда с некоторых пор производится посадка, а точнее предпосадочнаяпроверка пассажиров. Там же с пресловутого накопителя людям предстоит...опять шлёпать на первый этаж! К выходу на посадку...

Ладно, здоровые люди преодолеют всё: не баре, чай, давно привыкли.А как быть МАЛОМОБИЛЬНЫМ? То есть, инвалидам?

Вопрос, зачем так изощрённо издеваться над здравым рассудком (а точнее, людьми)? На пустом месте плодя очереди?

Вопиющую заботу о человеке внедрили уже в годы капитализма, усложнив подступы к трапу авиалайнера. Не нравится? Тогда извольте оплатить дополнительно круглую сумму и идти через ВИП-зал: правда, там тоже тесновато, зато не надо бесконечно передвигаться с толпой вверх-вниз. А сразу с первого этажа к самолёту доставят.

Можно отрапортовать: порядок, проложена вот спецдорожка много-много лет назад аж  из международного сектора в Федеральный (общий зал). Но до неё ещё надо как-то догрести (от автобуса, такси). И значит, существующая колея между двумя залами «для галочки». Но и такого связующего подобия нет у сравнительно нового зала прилёта: мало того, что там опять традиционно тесно (хотя строили именно для того, чтобы тесноту и очереди упразднить!).  Так и о вменяемо удобном  и оборудованном всем необходимом туалете для маломобильных пассажиров не заморачивались. При местных-то очередях!

Хотя должны быи предусмотреть индукционную панель (для слабослышащих), нормальную тактильную полосу (для слабовидящих) к унитазу. Напрочь забыли и прошнур вызова (если что)...

Так должно быть (в идеале)...

Да, шнурка вызова и в помине нет, как и многого другого, в том числе элементарных туалетных принадлежностей, говорят завсегдатаи, не наблюдается. Начиная с бумаги и прочих обязательных «излишествах»...

Может быть, денег не хватает? Ведь недавно ещё  прибыльныеавиагавани почему-то становятся убыточными.  Правда, глядя на руководство (в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» вошли и другие аэропорты островной области)не скажешь, что сильно истязают себя экономией. Так, сумел же, как обратили вниманиеместные сотрудники,директор купить себе новейший служебный джип  примерно за шесть миллионов рублей. «ЛендКрузер» в новом кузове 2017 года (такого навороченного нет, говорят,  даже у главы островной области, которой, собственно, и принадлежат все сто процентов акций  АО). Чтобы, в отличие от тех же маломобильных пассажиров, с ещё большим комфортом передвигаться по бетонно-асфальтовым просторам аэродрома.

Зато, подсказывает логика, такие траты возможны только при наличии сверхприбылей, повторим,частью засекреченных и хорошо известных, наверное, только местному начальству. Хотя до этого тоже передвигались не на телеге с  лошадкой. Был вполне добротный джип (тоже «дыцхсотка»). В хорошем состоянии (хотя и куплен при  предыдущем руководстве авиапорта). Или его решено использовать для иных целей, например, для быстрейшей очистки взлётно-посадочной полосы (послесоответствующей доводки-реконструкции, например,  присоединение к бамперу снегоочистительного скребка)? Не знаю.

А что касается цифр...

Вот только один озвученный пример. Ещё недавно Ногликский аэропорт слыл прибыльным, сегодня - «уверенно выходит на убыток в 20 миллионов рублей»...

МЕДИАФЕНОМЕН - НЕ ПРО НАС

Да, в целом в России любят постоять и за новыми телефонными трубками - айфонами, иза лимитированными кроссовками. К мощам - это вообще обязательно. Очереди в Москве периодическистановятсямедиафеноменом (в парк Зарядье, к полотнам Серова) и так далее.Такая очередь, конечно, отличается от постсоветской. И некий глубинный потенциал сохраняет, в отличие от очередей на Западе (к примеру, на распродажи).У нас на Сахалине тоже очень любят подавиться за халявной коврижкой или бутербродом с икрой на праздник.

Очередь советскому человеку, говорят специалисты, несла  колоритные ощущения: материальные блага, мол,  распределяются не в соответствии с какими-то привилегиями, блатом, «чёрным ходом», а с формальным принципом очередности. То есть, у каждого появлялся   шанс получить некий заветный дефицит. Воспитывая в людях терпение: нужно просто дождаться своего часа. Вместе с идеей равенства - ожидание было частью проекта светлого будущего. И мы ночи напролёт стояли за томиком Дюма, за мебелью, холодильником (пылесосом), иногда инекоторыми вкусностями (типа знаменитый сахалинский торта «Хоровод»).

В очередях жгли костры, пели песни под гитару (или гармонь), влюблялись, женились, разводились. Всё в  очередях!

Живые очереди (не путать с другими - на квартиру, детсад, например) играли особую роль в роднойсоветской повседневности. Но если где-то в столице очередь (на живописца Серова) становится событием, то у нас ТЕПЕРЬ - за право быстро попасть в аэровокзал. Укорачивая жизнь.

Зато в Москве о другом говорят. О позитиве опыта стояния в очередях, событии, когда очередь превращается в источник аффекта, который томящийся в ожидании волен  наделять собственным смыслом. Повторим, для кого-то это купить первым новый айфон, как способ заявить о своей идентичности, причастности к некой элите. Для другого -способ перепродать и банально заработать деньги. И те и другие (как, в общем-то, и посетители выставки Серова) связывают очередь с ощущением хайпа (эйфории). Это чистый аффект, делающий постсоветскую очередь ТАМ притягательной.

В азиатских аэропортах сие - тоже норма, к сожалению...

Но это не имеет совершенно никакого отношения к перечисленным выше сахалинским очередям, конечно...

А как на Западе? Там очередь функционирует иначе. Огромные толпы, в частности, выстраиваются в американских парках развлечений. Чтобы прокатиться на аттракционе, порой приходится прождать пару часов. Но  если ты согласен заплатить чуть больше - можешь купить специальный билет, который обеспечит быстрый проход (постоять, правда, тоже придется, но уже в очереди из людей с такими же дорогимиквиточками). Эти правила заданы изначально, все о них знают ипринимают. Можно спокойнонанять и человека,который бы стоял в очереди вместо тебя.

Все при делах...

Запад жил и живёт по принципу «время—деньги». В России продажа мест в очереди - пока, скорее, московское исключение. Контекст блата мешает замкнуть очередь в какую-то систему.

Механизм, организующий общество потребления - это стремление всё полностью регламентировать и дисциплинировать. В том числе потребителя, его желания, амбиции и так далее. Это приводит к тому, что остаётся меньше возможностей для неожиданного,креативного действия.

Там капитал заинтересован в возбуждении и подкармливании потребительских аффектов. И с данной точки зрения очередь за новым айфоном -это апогей работы капиталистических механизмов. Однако в постсоветском пространстве, в отличие от западного, вставая в очередь, человек готов к целому букету из  вариантов возможного развития событий.

Да, наша стихийная очередь изначально в курсе, что кто-то обязательно постарается «пройти без очереди». Кто-то станет еёувещевать, успокаивать. Общими усилиями  устанавливаются правила, которые могут легко меняться, как только обнаружится брешь - основания для «блатного варианта»...

Эту картину, если она становится скандально-интересной,  может дополнить трансляция событий в Инстаграм, а то и  приезд настоящих журналистов. Что делает картину ещё более заводной, интригующей и,смещает акцент с  продукта - айфона, кроссовок и тому подобного (объекта) на живой процесс.То естьна желание принимать участие в каком-то событии здесь и сейчас...

Но если где-то в Москве или Питере постсоветские очереди - источники аффекта, который каждый наделяет собственным частным смыслом, то в нашей глубинке - нередко ещё и шанс успеть получить своё. Попасть к тому же «дефицитному»врачу, оформить льготу или элементарно успеть на рейс...

До этой радости трений нам ещё далеко...

Комментарии

Еще записи этого автора

Как завести блог?

Блогеры

Комментарии в блогах

Популярное в блогах

Теги в блогах