Сегодня
16+
 
Актуальные темы Разговор с губернатором / Дело Хорошавина / SKR против автохамов / Тайфун «Талим»
22 августа 00:00 / Культурное пространство / история / музеи  

Звон из-под земли

Буддийский колокол, безголовая скульптура Дзидзо и пожарный колокол

Буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII века, нашли в Курильске во время работ по благоустройству территории

Пророчество японского туриста

Какое количество предметов и вещей, представляющих сегодня историческую ценность, хранится еще под землей, даже приблизительно определить невозможно. Остается только удивляться находкам, волею случая оказывающимся среди экспонатов в музеях нашей страны.

Доподлинно известно, что в крупнейших населенных пунктах Южного Сахалина и Курильских островов, временно находящихся под управлением Японии, в обязательном порядке создавались буддийские и синтоистские храмы. Не был исключением и городок Сяна – такое название носил нынешний Курильск до 1947 года. Там, на сопке Любви, и соседствовали когда-то два культовых сооружения.

– На протяжении многих лет в нашем музее хранится колокол, выкрашенный в красный цвет. И в один из приездов в рамках программы безвизового обмена на Итуруп японской делегации, ее участник, пожилой мужчина, попросил показать ему этот предмет, находящийся в тот момент в запасниках. После ознакомления он заключил, что это пожарный колокол, и отметил, что в городе, где, как оказалось, он когда-то проживал, висел еще один, перед входом в буддийский храм, – вспоминает директор Курильского краеведческого музея Елена Каирская.

Этот разговор со временем стал забываться, но спустя год после описанного события власти Курильска инициировали возведение обелиска в память о ветеранах Великой Отечественной войны.

На этом месте во время благоустройства территории и установки обелиска был найден буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII векаНа этом месте во время благоустройства территории и установки обелиска был найден буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII века

– В 2014 году при подготовке территории для будущей установки обелиска ковш экскаватора поднял на поверхность железный предмет, который на поверку и оказался тем самым колоколом, о котором упоминал японец в нашем с ним разговоре, – продолжает Елена Каирская. – Примечательно, что колокол был обмазан толстым слоем солидола, что подтверждает версию о целенаправленном сокрытии предметов культа.

Легенды о хранилищах, созданных японцами во время их отступления, рождались, видимо, не на пустом месте. Так же как и версии об их безудержном желании когда-нибудь вернуться. Иначе, зачем надо было обмазывать колокол солидолом перед тем, как зарывать в землю? По всей вероятности, в 1945-м, после подписания капитуляции, колокол зарыли. И по иронии судьбы его нашли во время возведения обелиска в честь 70-летия Победы.

– После этого случая посещающие Курильск японцы живо интересовались колоколом, а также местом его обнаружения, видимо уже имели кое-какое представление о нем, – предполагает директор музея.

Поврежденная сторона колоколаПоврежденная сторона колокола

К сожалению, ценная находка была повреждена – ковш экскаватора оставил неизгладимый след в верхней части колокола. Сегодня этот предмет старины вместе со своим «пожарным собратом», а также безголовой статуей Дзидзо экспонируется на самом видном месте в краеведческом музее Курильска.

– У нас в районе иногда ведут раскопки японские археологи, от которых неоднократно поступают просьбы отдать им этот колокол. Я не против обмена культурными ценностями между музеями, но этот процесс подразумевает обратную связь – мы вам что-то на время передаем, а вы нам, причем с документальным сопровождением. Потом все возвращаем друг другу. Но японцы, считая данный экспонат своей собственностью, ведут разговор только о безвозмездной и односторонней его передаче, на что мы, разумеется, никогда не пойдем, – подчеркивает Елена Каирская.

Форма имеет значение

Кстати, о Дзидзо. В предыдущем материале рубрики «Судьба экспоната» мы рассказывали об истории появления скульптуры этого буддийского божества в Корсаковском историко-краеведческом музее. И сотрудники этого культурного учреждения предположили, что подобных скульптур на территории области больше нигде не обнаружено. Но, как теперь выяснилось, в Курильске имеется аналогичный экспонат, только без головы. Вполне возможно, что когда-нибудь и недостающая часть каменного тела отыщется.

Что касается характеристики и внешнего вида найденного колокола, то по форме и нанесенным орнаментам он схож с пожарным, только несколько уступает в размерах. Это отчетливо видно на фотографии. В высоту находка достигает почти полуметра, а диаметр равен 25 сантиметрам.

– У японцев, как и у нас, колокола, хоть имеют разное предназначение и располагаются в разных местах, по форме все же похожи один на другой. Ведь у нас корабельная рында схожа с колоколами, скажем, в православных храмах, так же и у них, – говорит Елена Каирская.

Японцы считают колокол предметом сакральным. По буддийскому преданию, звон больших и малых колоколов стимулирует внутренний слух и напоминает прихожанам о том, что мир, как и звук, можно воспринимать, но им нельзя обладать. Звон также служит защитой от злых духов.

Как известно, одна из миссий Будды – пробуждение мира с целью донести до всех нас некую философию жизни. Колокольчики – это священные его атрибуты, с их помощью он выполняет свое прямое назначение – пробуждает души людей, настраивает их на благие дела. Вообще, на тему роли колокольного звона в средневековой Японии современными учеными и философами Страны восходящего солнца созданы целые научные труды. Колокольный звон с тех времен стал частью их жизни, он заполнял сакральное пространство. Колокола буддийских храмов по-японски называются бонсе.

В связи с этим нельзя не упомянуть о значении колокольного звона в момент окончания старого года, когда с каждым ударом колокола уничтожается 108 заблуждений, возникающих из шести так называемых «корней» – глаз, ушей, носа, языка, тела, мыслей. Вот некоторые из заблуждений, которые стирали при помощи ударов колокола в канун Нового года: гнев, озлобленность, нерадение, сонливость, леность, легкомыслие, жадность, ревность и другие. Цифра 108 получалась из 36 заблуждений, помноженных на три мира: прошлое, настоящее и будущее.

Кроме того, колокола использовались при разрешении конфликтов между сельскими общинами по поводу границ поместий и принадлежности лесов, водоемов и гор. Ударом в колокол на территории храма закреплялись договоренности между крестьянами общин по использованию спорных территорий. В нынешнем понимании это означало подпись сторон под условиями договора.

Фото предоставлено Курильским краеведческим музеем

Автор текста: Николай Рыжань

Сообщить об ошибке

Комментарии


Онлайн-конференции

Спецпроекты

19 сентября / Правовой ликбез

Ударная служба

Прокуратура разъясняет, чем грозят драки с участковыми

18 сентября / Живая история

Мелодия обновления

Мы продолжаем рассказывать об истории островного региона, прослеживая взаимосвязь между делами минувших и сегодняшних дней. В год 70-летия Сахалинской области мы предлагаем вниманию читателей архивные фото и документы о событиях, произошедших десятилетия назад, и дополняем их современной информацией по той же теме

Бизнес-справочник

Объявления

Фоторепортаж

Еще фото

Видеорепортаж

Еще видео
240x120

Комментарии

Ученые: сахалинцы, собиравшие гребешок, могут быть наказаны

Да там люди были как чайки))) чем не птицы)))

Ученые: сахалинцы, собиравшие гребешок, могут быть наказаны

Да ничего никому не будет и негде это не прописано что это незаконно пускай отдыхают видимо кто то из начальства не успел себе собрать на продажу вот и придумали хрень какую то

Ученые: сахалинцы, собиравшие гребешок, могут быть наказаны

Значит выбросы гребешка это продукты естественные и его съедят птицы и тд, а когда рыба перла и был мор это не продукты естественные природные??? Нет что вы над...
читать дальше

Популярное в блогах

Популярное

Тэги

Персоны

Опросы

Какое время года на Сахалине лучшее?
  230 (10%)
  48 (2%)
  519 (22%)
  937 (39%)
  222 (9%)
  448 (19%)